Образовательные Стандарты
Куприянов Борис Викторович
Доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ "Высшая школа экономики", г. Москва
Закон "Об образовании" принят, можно было бы посетовать на недостаточное внимание к проблематике дополнительного образования, но попытаемся быть конструктивными и попробуем разобраться в нюансах и новизне № 273-ФЗ относительно программ, реализуемых в учреждениях дополнительного образования детей или, в соответствии с новым законом, в организациях дополнительного образования (ОДО).
Образовательные программы имеют определяющее значение в регламентации образовательного процесса в организациях дополнительного образования. Образовательная программа в ОДО, как и в других образовательных организациях:
• представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом),
• представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
На образовательные программы распространяются все общепедагогические принципы (наглядность, системность, последовательность и т. д.). Однако при реализации этих принципов в организациях дополнительного образования ярко проявляется диалектичность. В частности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей предполагает не только соответствие учебного материала возрастным нормам, но возможность значительного опережения отдельными учащимися своих сверстников и даже более старших учащихся в освоении содержания образования.
В организациях дополнительного образования предусматривается к реализации четыре вида образовательных программ. Два вида дополнительных общеобразовательных программ (предпрофессиональные дополнительные образовательные программы, общеразвивающие дополнительные образовательные программы), программы дошкольного образования и программы профессионального обучения.
Спецификой образовательных программ в организациях дополнительного образования является характер нормативного регулирования. В частности, в этой сфере образования не действуют федеральные государственные образовательные стандарты, а выполняются только федеральные государственные требования, и то исключительно по отношению к дополнительным предпрофессиональным программам и программам дошкольного образования.
Одной из особенностей дополнительных общеобразовательных программ является порядок, при котором к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
Предпрофессиональные дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения
Понятие «дополнительные предпрофессиональные программы» введены законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ и могут быть истолкованы следующим образом:
• программы, приобщающие учащегося к нормированной сфере трудовой деятельности (профессиональными могут называться те виды труда, которые признаны таковыми в законодательном порядке),
• программы, являющиеся составной частью социокультурного воспроизводства, так как профессии являются продуктом эволюции культурных норм осуществления общественно-полезной деятельности по созданию материальных, культурных и других благ, которые становятся предметом обмена,
• программы, занимающие определенное место в процессе овладения учащимися нормами осуществления трудовой деятельности, определенной рамками профессии,
• программы, содействующие включению учащихся в социально-профессиональные корпорации — значительные группы людей, занимающихся соответствующими видами труда, ведущих схожий образ жизни (принимающие, нормы оплаты труда),
• программы, в ходе осуществления которых личность учащегося приобретает не только компетенции, связанные с решением отдельного рода трудовых задач, но и интериоризирует совокупность ценностей и поведенческих норм, принимает специфический социальный статус и корпоративные стандарты потребления, постепенно оформляя индивидуальный стиль существования в рамках профессии.
Если рассмотреть вопрос в исторической ретроспективе, то можно утверждать, что предшественник дополнительного образования — внешкольное воспитание (закон СССР от 19.07.1973 № 4536-VIII, ст. 5, 51) — было нацелено в том числе на «привитие навыков трудовой и общественной деятельности, профессиональной ориентации, воспитания самостоятельности и ответственности… интереса к науке, технике, искусству, литературе».
Сегодня такие элементы дополнительного образования осуществляются в рамках программ профессионального обучения. Закон предлагает понимать под профессиональным обучениемвид образования, который направлен на приобретение учащимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
В связи с принятием ФЗ «Об образовании» необходимо различать предпрофессиональное дополнительное образование и профессиональное обучение с профильным обучением. Последнее, согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 г.), представляет собой средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Наиболее существенным в этом определении является продолжение образования в рамках избранной предметной области, которой и опосредуется профессиональный контекст. В программах предпрофессионального дополнительного образования и программах профессионального обучения профессиональный контекст представлен непосредственно.
Согласно закону «Об образовании» дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы охватывают образование в области искусств и в области физической культуры и спорта и реализуются исключительно для детей. Содержание таких программ в соответствии с федеральными государственными требованиями или федеральными стандартами спортивной подготовки разрабатывается и утверждается организацией дополнительного образования. Федеральные стандарты спортивной подготовки устанавливаются ст. 33 закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», которая гласит: «В Российской Федерации по каждому виду спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных и национальных видов спорта), внесенному во Всероссийский реестр видов спорта, устанавливаются федеральные стандарты спортивной подготовки, обязательные при разработке и реализации программ спортивной подготовки». В области регламентации содержания образования по предпрофессиональным дополнительным образовательным программам важны такие положения стандартов спортивной подготовки:
• требования к структуре и содержанию программ спортивной подготовки, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу спортивной подготовки;
• нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта (спортивных дисциплин);
• требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки;
• требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки;
• особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам соответствующего вида спорта;
• требования к условиям реализации программ спортивной подготовки, в том числе кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям.
В области физкультуры и спорта и в области искусства предпрофессиональные программы дополнительного образования предваряют профессиональные образовательные программы.
Цели.Дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, в области искусств предусматривают выявление одаренных детей и создание условий для их соответствующего образования:
• в первом случае — физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта), подготовку к освоению этапов спортивной подготовки;
• во втором — художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств
Для регламентациидополнительных предпрофессиональных программ закон предполагает федеральные государственные требования, которые включают:
• обязательные требования к минимуму содержания,
• структуру дополнительных предпрофессиональных программ,
• условия их реализации и сроки обучения по этим программам.
В соответствии с ФЗ «Об образовании» федеральные государственные требования должны будут утверждаться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (соответствующими министерствами — Министерством культуры, Министерством спорта, Министерством образования). В области физической культуры и спорта федеральные государственные требования должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки.
Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
Освоение дополнительных предпрофессиональных программ завершается итоговой аттестацией учащихся. Форма и порядок проведения итоговой аттестации учащихся по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти.
Закон предусматривает возможность интеграции дополнительных предпрофессиональных программ (в области физической культуры и спорта и в области искусства) с программами основного общего и среднего общего образования (интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта или в области искусства). Интегрированные образовательные программы в области искусств направлены на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств.
Вследствие новизны категории «общеразвивающие программы» целесообразно подробно остановиться на возможных интерпретациях этого понятия.
Общеразвивающие дополнительные программы и программы дошкольного образования
Общеразвивающие программы, в отличие от предпрофессиональных, не завязаны на какую-то конкретную профессию и в этом плане могут позиционироваться как связанные со сферой деятельности, которая еще (или уже) нормативно не позиционируется в качестве профессии, а является досуговым занятием или вообще не складывается в четко обозначенные рамки однородных задач и способов их решения.
На житейском уровне общеразвивающие программы можно также трактовать как развивающие «многие свойства личности понемногу», не выделяющие явно каких-либо приоритетов среди многообразных способностей. В научно более строгом ключе общеразвивающие программы могут интерпретироваться, исходя из понимания словосочетания «общее развитие», которое в отечественной психолого-педагогической традиции связывается с именем Леонида Владимировича Занкова (1901–1977). Общее развитие в работах указанного автора отождествлялось с развитием способностей — свойств личности, обуславливающих успешность решения человеком тех или иных задач. Перечень способностей (в рамках общего развития) включал следующие три группы:
• наблюдательность, способность воспринимать явления, факты, естественные, речевые, математические, эстетические и др.;
• мышление, способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т. д.;
• практические действия, способности создать материальные объекты, производить ручные операции, используя (и развивая одновременно) восприятие и мышление.
В этом случае допустимо считать эти способности общим базисом человеческого развития, который формируется в процессе образования. Подходы отечественной психологии соотносятся с концепциями зарубежных психологов (в частности, концепцией о структуре интеллекта Джоя Пола Гилфорда (Joy Paul Guilford)).
Такой взгляд близок к идеологии современных образовательных стандартов, где выделяются универсальные действия (деятельностное ядро образования). Другими словами, общеразвивающими можно считать программы дополнительного образования, где у ребенка формируются компетенции осуществлять универсальные действия:
• личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация),
• регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция),
• познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем),
• коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Исходя из вышеизложенного, в каждой общеразвивающей программе дополнительного образования целесообразно выделять элементы, обеспечивающие развитие названных групп компетенций (способностей).
Подведем итог. Новый закон ничего необычного в практику внешкольного дополнительного образования не вводит, а скорее нормирует те явления, которые складывались в учреждениях ДОД в предыдущие годы.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
https://rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка тик ток